ИНФОРМАЦИЯ
об электронных
образовательных ресурсах
1. Что такое электронные
образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными
ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются
электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят
учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно
бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные
для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы
сосредоточим свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное
подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР),
подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.
Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых
форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт
заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ
7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Для воспроизведения электронных
образовательных ресурсов требуется компьютер.
2. Чем отличаются ЭОР от
учебников?
ЭОР бывают разные, и как раз по
степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно
классифицировать.
·
Самые простые ЭОР – текстографические. Они
отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций –
материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень
легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
·
ЭОР следующей группы тоже текстографические, но
имеют существенные отличия в навигации по тексту.
Страницы книги мы читаем
последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию.
При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на
другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно
разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.
В ЭОР это можно сделать гораздо
комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в
небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при
указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу
ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но
строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в
основной текст.
В данном случае навигация по тексту
является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке,
определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой
текстографический продукт называется гипертекстом.
·
Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком
состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги
здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического
издания невозможны.
Но, с другой стороны, стоит заметить,
что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов,
воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
·
Наиболее существенные, принципиальные отличия от
книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные
для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.
3. Интерактивность – это
возможность взаимодействия?
Совершенно верно, перевод
английского interactive – взаимодействие.
Заметим, что именно взаимодействие
(путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой
есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль
интерактива трудно переоценить.
Достаточно часто используют
словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением
«мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.
Вообще говоря, работа с компьютером
имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора
«мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает
определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в
таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики.
Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной
области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не
эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.
Доминантой внедрения компьютера в
образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы,
и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное
новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность,
позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое
качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала
самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и
эффективного с точки зрения временных затрат.
Поэтому вместо текстового фрагмента
с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный
электронный контент. Иными словами – содержание предметной области,
представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами,
в которые можно вмешиваться.
Таким образом, интерактив является
главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но
есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему
(интерактиву) среду применения.
4. Что такое ЭОР нового
поколения?
ЭОР нового поколения представляют
собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
В самом простом изложении это
электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы
современных ЭОР.
Первая проблема заключалась в том,
что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими.
Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа
со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не
характерна.
Более того, на любой ступени
образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно
обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной
базе).
Понятно, что для решения этих задач
требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение
таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические
трудности.
В ЭОР нового поколения проблема
сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту
решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых
педагогических инструментов.
Вторая технологическая проблема
тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные
мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый
производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки,
пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов
работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое
требовалось на учебное содержание.
ЭОР нового поколения (ЭОР НП) –
сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных
местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения,
пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была
решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса
от компании-производителя, времени и места производства.
Для учащихся и учителей это
означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется
один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП
контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса
одинакова.
Третья проблема характерна именно
для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит
личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно
используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Действительно, необходимость
по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной
системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе
«учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить
по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные
курсы.
В традиционных условиях учитель
достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники
разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно
свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по
выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные
учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую
заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании
интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов,
которых, конечно, в школе нет.
В ЭОР нового поколения проблема
создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных
траекторий для учащихся также решена.
5. Какими преимуществами
обладают ОМС?
К основным преимуществам открытых
образовательных модульных мультимедиа систем относятся:
·
отсутствие содержательных и технических
ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов –
интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в
глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных;
·
возможности построения авторского учебного курса
преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося:
благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС
возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для
курса по предмету;
·
неограниченный жизненный цикл системы: поскольку
каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически
расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной
переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних
условий.
Исключительно важным свойством разработанной
архитектуры является её открытость. Это относится, прежде всего, к совокупному
контенту ОМС, открытому для расширений как по оси тематических элементов
(например, открыты новые знания по предмету), так и по оси вариативов
(например, родилась новая методическая идея или появилась более эффективная
мультимедиа технология для представления учебных объектов).
Не менее важным свойством является
открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной
модернизации. Действительно, Java script и XML являются интерпретируемыми
языками, так что в распоряжении любого пользователя ЭУМ находится исходный
текст его сценария. Script можно изменить, дополнить или использовать в
качестве шаблона для создания ЭУМ с совершенно иным контентом.
Наконец, клиентское программное
обеспечение ОМС само построено по модульному принципу, позволяющему
неограниченно расширять, например, возможности плеера.
В целом архитектура «клиент –
сервер» определяет возможность многоплатформенного использования системы. При
этом переход на другую платформу (например, от Windows к Linux) не требует
никаких изменений в электронных учебных модулях. К иной платформе адаптируется
только плеер.
В сумме указанные преимущества ОМС
обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного
использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм
обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий,
новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе –
дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как
ЭОР нового поколения.
6. Какой должен быть компьютер?
Самый простой ответ: компьютер для
воспроизведения ЭОР нового поколения должен быть мультимедийным, выпущенным не
раньше 2003 года.
Если говорить подробнее, то
минимальные системные требования следующие:
·
Операционная система*
Windows 2000 или XP;
·
Тактовая частота процессора не ниже 1 ГГц;
·
Объем оперативной памяти не менее 256 Мбайт;
·
Видеокарта должна включать видеопамять не менее
64 Мбайт;
·
Разрешение экрана не ниже 1024х768;
·
Наличие звуковой подсистемы (звуковая карта с
динамиками или наушниками).
Для загрузки ЭУМ необходимо
подключение компьютера к Интернет, или наличие CD-дисковода, или возможность
подключения Flash-накопителя, внешнего Hard Disk Drive и т.д.
Понятно, что ЭОР НП на сегодня
самые «требовательные» ресурсы, для всех других видов ЭОР перечисленные
требования заведомого достаточны.
*
Можно использовать последние версии Windows, Например, Vista 32, но тогда
требования к производительности и памяти компьютера резко возрастают.
7. Каковы инновационные качества
ЭОР?
Очевидно, что ожидать от
информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при
условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными
качествами.
К основным инновационным качествам
ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов
образовательного процесса:
·
получение информации;
·
практические занятия;
·
аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает
только получение информации.
2. Интерактивность, которая
обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за
счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно
сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия,
эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное
путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью
воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции,
углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.
3. Возможность более полноценного
обучения вне аудитории.
Акцент на полноценность не случаен.
Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленных источников.
В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не
минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось.
Полноценность в данном случае
подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в
гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности,
которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение
нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий
контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое,
вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.
Хороший электронный образовательный
ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря
использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше.
8. Что будет с книгой?
Ничего особенного, книгу никто не
отменял.
Во-первых, полиграфическое издание
обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств
воспроизведения, удобно в использовании в любом месте и в любое время, имеет,
что немаловажно, 500-летнюю традицию применения.
Во-вторых, наши знания об
окружающем мире можно разделить на три основных множества: объекты, процессы,
абстракции. Последнее непосредственно связано с человеческим мышлением.
Математика и философия, экономика и политика, науки о материи и Вселенной в
значительной части опираются на абстрактное мышление.
Носителем абстракций может быть
только текст, сам являющийся комбинацией символьных абстракций. Кроме того,
текст - универсальное, достаточно простое и оперативное средство описания
элементов всех указанных множеств (хотя, за универсальность, как всегда,
приходится расплачиваться, в данном случае – большими размерами и сложностью
усвоения описаний).
Все это в совокупности дает
основания рассматривать текст в качестве непреходящей ценности. Другое дело,
что носителем его не обязательно будет бумага – уже существуют плоские гибкие
жидкокристаллические экраны. Но вопрос о технологической конвергенции книги и
компьютера – это уже о другом.
9. Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность
действительно научиться.
Представьте себе, что школьник
хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому
вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден:
необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.
Тогда почему мы хотим получить
современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника,
предлагая ему преимущественно информацию?
Как известно, учебная работа
включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор
вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический
компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.
Электронные образовательные ресурсы
позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия –
от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же
провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание
становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как
фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.
С ЭОР изменяется и первый компонент
– получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов,
процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном
режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства,
представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов,
которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.
10. Какие ЭОР и оборудование имеются в нашей школе:
- Начальные классы: интерактивная
доска, электронный микроскоп, 2 ноутбука с выходом в Интернет, мультимедийный
проектор, некоторое программное обеспечение и ЦОР;
-
Кабинет Русского языка и Технологии
для девочек: стационарный компьютер с
выходом в Интернет, электрические швейные машинки (2), электрическая
швейно-вышивальная машинка, вязальная машинка, электрический оверлок, набор
посуды, электорочайник, утюг с гладильной доской, миксер; ЦОРы по технологии –
приготовление пищи, вязальные и вышивальные схемы;
- Кабинет математики и физики: компьютер с выходом в Интернет, принтер,
оборудование для уроков физики не в полном объёме; реактивы для практических
работ по химии;
-Кабинет Информатики: три компьютера, ноутбук с выходом в
Интернет;
- Мастерская для мальчиков: (последнее обновление) циркулярная пила,
фрезерный станок по дереву, электрический шуруповёрт, электрический лобзик,
электороточило; необходим докомплект инструментария и методический материал;
-
Библиотека: ноутбук, некоторый набор ЦОР, телевизор, дивиди-плеер;
-
Кабинет Истории: ноутбук, стенные карты;
-
Кабинет английского языка: ноутбук, некоторый набор ЦОР;
-
Административное оборудование: ноутбук с выходом в Интернет, МФУ,
телефонная связь, мультимедийный проектор.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я
научусь».
Эти
замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности
самостоятельного добывания, усвоения знаний, для формирования метапредметных
умений, для личностного развития в образовательной деятельности по требованиям
освоения новых стандартов.
www.rnmc.ru Подготовила учитель Информатики Хатинская И.П.
|